Одним из первых и приоритетных вопросов по совершенствованию судебной системы является ее оптимизация и упрощенный доступ граждан к правосудию.
В век современных технологий одной из главных задач судебной системы Республики Казахстан является внедрение и обеспечение реализации проектов по информатизации судебной системы и применении современных технологий для упрощения ведения судопроизводства.
Электронное правосудие призвано упростить процесс судопроизводства, а также сделать его более оперативным, доступным и прозрачным.
В 2014 году был запущен сервис Верховного Суда Республики Казахстан «Судебный кабинет». Для использования сервиса «Судебный кабинет» гражданину необходимо получить электронную цифровую подпись Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан (ЭЦП НУЦ). Авторизация в сервисе «Судебный кабинет» осуществляется с помощью ИИН или БИН, а также пароля. При подаче документов представителем юридического лица авторизация осуществляется посредством БИН.
С июля 2015 года была введена в действие мобильная версия сервиса «Судебный кабинет», который позволяет гражданам в режиме онлайн найти информацию о назначенных судебных делах, просмотреть электронные документы, которые были направлены посредстом данного сервиса, создавать события в календаре, а также вносить сведения о судебных заседаниях, в которых пользователь является участником процесса, что позволяет учитывать при назначении дел занятость адвоката в других судах и проверять обоснованность ходатайства адвоката об отложении судебного разбирательства в связи с занятостью на другом процессе.
Одним из преимуществ мобильного приложения «Судебный кабинет» на мобильной платформе iOS, Android,Windows Phone в отличие от веб-версии Судебного кабинета является его простота в регистрации. Для процесса регистрации необходимо пользователю подписать пользовательское соглашение на использование сервисов Судебного кабинета, далее достаточно указать лишь ИИН пользователя и номер мобильного телефона. После чего на мобильный телефон придет пароль для авторизации в приложении.
Также в целях обеспечения доступа к судебной практике по всем категориям дел, оказание практической помощи на интернет-ресурсе Верховного суда Республики Казахстан был запущен аналитический информационный сервис Форум «Талдау», который включает в себя:
— Единый классификатор категорий дел (ЕККД);
— Обобщения судебной практики, в случае ее отсутствия — справочную информацию о законодательстве, регулирующем соответствующие правоотношения;
— Банк судебных актов;
— Нормативные постановления Верховного Суда РК.
Задачами Форума «Талдау» являются анализ и обеспечение единой судебной практики по конкретным категориям дел. Доступ к Форуму «Талдау» на интернет-ресурсе Верховного Суда предоставлен авторизованным пользователям сервиса «Судебный кабинет». Преимуществом данного сервиса является то, что любой гражданин, не имеющего юридического образования, зарегистрированный под своей ЭЦП, может зайти на этот форум, и просмотреть обобщения судебной практики по интересующему его категории дел, а ознакомиться с судебными актами, вплоть до просмотра образцов исковых заявлений.
В рамках реализации 20-го шага Плана Нации в судах республики введены аудио видео фиксация судебных заседаний (далее АВФ). Система исключает возможность несанкционированного доступа и манипуляций с записанной информацией. В системе предусмотрена возможность одновременного подключения до 8 микрофонов и одного канала для одновременной записи всех участников процесса, что дисциплинируют всех участников процесса.
Записи АВФ могут быть использованы в качестве доказательства неправомерного вынесения судебного акта или действие судьи, и участников судебного заседания.
В судах внедрены электронные системы оповещения участников процесса через мобильные телефоны посредством SMS-уведомления о дате рассмотрения дела. Вместе с SMS-уведомлением на мобильный телефон поступает шестизначгый цифровой код для печати повестки на www.sud.kz. Введя цифровой код на сайте суда и гражданин, имеет возможность распечатать электронную повестку, таким образом, отпадает необходимость идти в суд за судебной повесткой, а также идет экономия бюджетных средств. Ведь стоимость SMS-уведомлений намного меньше извещений, направляемых на бумажных носителях.
В настоящее время благодаря интеграции с информационными системами государственных органов, стало возможным проводить судебные заседания с применением видеоконференцсвязи (ВКС). Отпала необходимость этапировать осужденных в залы судебных заседаний. Любой гражданин, участник процесса, находящийся в другой административно-территориальной единице Казахстана, от судебного органа, рассматривающего его дело, вправе подать ходатайство о рассмотрении дела через ВКС. Гражданам нужно лишь будет подойти в ближайший суд, где через ВКС будет проведено заседание суда.
21 декабря 2017 года в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан введены поправки, в том числе, статья 42-1 «Формат уголовного судопроизводства», позволяющая вести уголовное судопроизводство в бумажном и электронном форматах. В соответствии с часть 2 статьи 42-1 УПК РК, лицо, ведущее уголовный процесс, по своему усмотрению может вести уголовное судопроизводство в электронном формате, о чем выносится мотивированное постановление.
Электронный формат рассмотрения уголовных дел позволит сократить сроки расследований и финансовые затраты, минимизировать риски фальсификации материалов, предоставить доступ к материалам в режиме реального времени, упростить процедуру сбора доказательств и составления процессуальных документов. Электронный формат также позволит избежать фальсификаций. Исключается возможность утери уголовных дел. Участники процесса смогут в любое время в онлайн-режиме посмотреть, на какой стадии находится уголовное дело.
В помощь судьям в АИАС «Төрелік» внедрен пилотный аналитический сервис «Назначение наказания», который включает в себя набор алгоритмов интеллектуального анализа информации по уголовному делу на основе норм УПК и УК. Это нововведение реализуется в связке с проектом «Электронное уголовное дело», что позволит судьям правильно ориентироваться при назначении наказаний соразмерно совершенному преступлению и личности осужденного, а также проверить точность применения норм уголовного законодательства и выработать единую судебную практику. Работа сервиса носит рекомендательный характер.
В настоящее время в судах республики в электронном формате рассматриваются приказные дела в гражданском процессе, административные и уголовные дела небольшой и средней тяжести, а также дела по уголовным проступкам.
Согласно распоряжению Председателя Верховного Суда Республики Казахстан от 06 марта 2018 года за № 6001-18-7-4/48 с 12 марта 2018 года в судах республики рассмотрение дел в порядке упрощенного (письменного) производства производится в электронном формате.
В заключении хотелось бы отметить, что электронные процедуры рано или поздно полностью будут внедрены в судопроизводство.
Электронное судопроизводство как альтернатива бумажному документообороту, это не миф, а реальность, которую мы можем наблюдать на опыте Сингапура. В Сингапурских судах с 1997 г. применяется Электронная система подачи документов. Которая вначале применялась в качестве экспериментальной программы для подачи и вручения документов в судебном процессе на добровольных для сторон началах, а уже с 2000 года — как обязательная форма подачи документов в суд по всем категориям гражданских дел.
13 сентября 2017 года в ходе Республиканского совещания по вопросам цифровизации Главе государства был презентован Ситуационный центр Верховного Суда Республики Казахстан.
Ситуационный Центр– это единая система мониторинга деятельности судов, которая позволяет в онлайн режиме вести круглосуточный сбор и анализ актуальной судебной информации, выявлять сбои в работе судов и их оперативное исправление. Вся поступающая в Ситуационный центр информация сегментирована в 4 блока — показатели по делопроизводству и судопроизводству.
1-й блок направлен на контроль работы канцелярий судов республики в части своевременной регистрации корреспонденции и по автоматическому распределению дел и материалов.
2-й блок отслеживает работоспособность всех серверных компонентов «Төрелік». Система состоит из более 25 показателей и позволяет оперативно реагировать на отклонение от заданных параметров, принимать необходимые меры по стабилизации их работы.
3-й блок направлен на своевременное реагирование на киберугрозы и предотвращение их вероятности появления в будущем.
4-й блок оперативно отслеживает ситуацию во всех залах судебных заседаний республики. Для мониторинга АВФ разработан соответствующий функционал, позволяющий определять своевременность начала и проведения судебного заседания выведения отчета о применении и репликации АВФ.
Полагаю, что в ближайшем будущем с развитием информационных технологий и внедрения в жизнь государственной программы «Цифровой Казахстан», 100 % электронное судопроизводство может стать реалиями нашей с Вами жизни.
Заведующая канцелярией Жамбылского областного суда Джуматаева Асель Джарасовна