В жизни степных народов умение мастерски управлять конем было необходимостью. Постоянно шли войны, и, чтобы защитить свой народ, требовались могучие, отважные и умелые джигиты. В перерывах между войнами они показывали свою силу и сноровку в лихих конных забавах, таких как көкпар. С тех пор миновало много веков, игра выдержала испытание временем и дошла до наших дней.
История национальной игры көкпар имеет далекие корни, когда казахи вели кочевой образ жизни. Көкпар или ее еще называют көк бөрі в переводе на русский означает серый волк. О появлении этой игры сложено много легенд. Одна из них гласит, что в древности, когда предки были воинственными кочевниками и мужчины снаряжались на битвы или набеги, в аулах оставались только женщины, дети и старики. Волки частенько нападали на скотину, но беззащитные люди никак не могли этому противостоять. Вернувшись домой, и узнав о гибели скота, воины снова садились на лошадей и отправлялись охотиться. Некоторые джигиты, поймав волка, перевязывали ему пасть веревкой и таскали, перехватывая друг у друга.
Согласно другой легенде, волки, задрав овцу, относили ее голову волчатам, а те с ней играли. Люди стали называть это игрой волчат (волков), а постепенно родилось наименование көк бөрі.
В нашей стране, наверное, почти нет ни одного аула, где бы не культивировался көкпар. Сегодня существуют два варианта игры. В первом каждый всадник борется за себя, а во втором состязание идет между командами.
Көкпар исключительно быстрая игра, проходящая от начала до конца в очень высоком темпе, требующая от спортсменов не только ловкости и смелости, но и хорошей физической силы, выносливости и техники верховой езды. По старинной традиции она начинается благословением аксакала и торжественной клятвой участников играть честно.
Команда состоит из 10-12 джигитов, но на поле играют только по четыре всадника от каждой команды. Существует правило замены, причем можно менять не только всадников, но и лошадей. Однако, если игрок удаляется за нарушение правил, то команда играет в меньшинстве.
Современная игра состоит из двух-трех таймов по двадцать минут, которая проходит на поле длиной 200 и шириной 80 метров. Между таймами перерывы по 10 минут. Тай-казаны установлены с двух сторон поля вместо ворот. Задача игроков — поднять с земли тушу козла, протащить ее и забросить в казан команды соперника.
За действиями джигитов следит конная судейская бригада, состоящая из трех всадников. Джигиты стараются следовать всем игровым традициям. Жесткие приемы в современном кокпаре запрещены. Например, нельзя атаковать игрока в тот момент, когда он поднимает тушу с земли, строго запрещено бить соперника камчой. Наездникам не разрешается скакать в сторону зрителей, а последним подавать им с земли тушу козла. Запрещено также сваливать с лошади захватившего трофей, вырывать его со стороны спины игрока.
Подготовила Айпери РЫСПЕКОВА
Фото Петра НОРКИНА