Встреча прошла на базе Международного Таразского инновационного института имени Шерхан Муртаза. На встрече пришли предприниматели, стартаперы, общественники и молодежь.
Арсен Томский рассказал о том, как в Якутске случилась необычайно холодная даже для тамошних мест зима, а таксисты сговорились и взвинтили цены, в противовес чему студенты создали в соцсети сообщество независимых водителей, неоднократно в своих выступлениях и интервью. Решение создать из социального феномена технологическую компанию вполне укладывалось в миссию «развиваторства». При этом водитель и пассажир договариваются напрямую, цена не назначается сервисом, и оба вправе отказаться от поездки. Проект назвали InDriver – сокращенное от independent driver. Мобильное приложение подходило для этого гораздо больше, чем соцсети или интернет-портал, и было разработано довольно быстро (подробно весь процесс Томский описывает в своей книге «Невероятная история создания компании InDrive в самом холодном городе мира», дополненное издание которой было недавно переведено на казахский язык).
В конце 2023 года Арсен Томский стал гражданином Казахстана. За год до этого, после пленарного заседания Digital Bridge в Астане, где он выступал в качестве спикера, его пригласили на встречу с президентом Токаевым. Пообщались, бизнесмен подарил свою книгу на казахском. А через несколько месяцев на него вышли из правительства и поинтересовались, не хочет ли он принять казахстанское гражданство. «Это было для меня неожиданно, я не думал раньше об этом. И я попросил время на обдумывание. Останавливала мысль о том, как это воспримут в Якутии. И в то же время текущие ценности России мне совершенно не подходят. В итоге решил, что это абсолютно логично – отсюда мы ведем дела, здесь нас очень гостеприимно приняли, за что мы невероятно благодарны. Я давно знаком с Казахстаном, я его люблю, чувствую себя здесь как дома, Алматы для меня – большой теплый Якутск. И все здесь как будто свои. Именно в Казахстане случился наш первый большой зарубежный успех. Кроме того, Казахстан – относительно нейтральная страна. И я принял положительное решение, о котором совершенно не жалею», – говорит Томский.
Да сам я тоже постараюсь хотя бы основные слова выучить да. Вот на днях выучил слова «Тамаша» и «Жаксы» и вот тем более что казахский язык похож на якутский да но как бы я живу бы вне этот Казахстана здесь бываю не часто да и мне как бы просто не с кем общаться из-за этого наверное я там большим специалистом не стану в этом но я думаю для казахстанцев намного важнее если мы скажем поможем уменьшить смок, например, в Алматы да или поможем там поддержим какие-то казахстанские IT стартапы да или следующий год мы скажем, думаем запустить свой некоммерческий университет да где будем готовить лидеров нового и это будет бесплатно. И эти лидеры постепенно сделает большой выигрыш. И так далее так что здесь я думаю это наиболее мое эффективное использование в пользу Казахстана и мы сделаем лет за 10 я думаю совершенно ошеломительные вещи это одно, второе было социальные проекты вот я уже сказал ну скажем из того что сегодня делаем это мы скажем тот год запустили свой кино фестиваль да и он состоялся первый раз в декабре в Алматы этот год он состоится уже в декабре в Индонезии и так он будет как по всему свету путешествовать его цель. Поддерживать талантливых деятелей в этой сфере которое создают осмысленное искусство и вот фильмы которые потом могут совершить какое-то позитивное изменение. Ну скажем один из пяти победивших фильмов тот год он был по теме домашнего насилия да вот и мы потом сделали специальный тест даже сняли кинотеатр в Бишкеке. Этот фильм людям показали и они сделали оценки и что они думает по домашнего насилия до фильма и после фильма, и мы видим что есть существенный статистический существенное статистическое изменение да соответственное можно взять этот фильм показать как можно большему числу людей, и здесь это может помочь уменьшить домашнее насилие.
Вообще же супер да на самом деле или вот мы скажем запустили секцию сеть футбольных секций для детей называется «Supernovas» и в Казахстане работает по моему семь уже таких. Секций они работают в небольших городах или поселках где часто у детей несправедливо нету доступа к таким вещам да и там мы обеспечим их обучение в обстановке максимально людей поддержки. И это делает жизнь этих детей счастливей. Вот я думаю что мы сейчас может быть даже договоримся с Министерством спорта или Министерством образования чтобы такие же подходы внедрить в школах например да вот и тогда может быть жизнь там тысяч или даже нескольких миллионов детей станет лучше. И вот так как бы делаем все больше и больше. Мне это очень интересно намного интереснее чем покупать там джеты, яхты там и так далее да. Вот просто вообще супер если тебе надо джет или это яхту то лучше не это покупай а снять да 5 дней например сл. Все отлично недорого относительно дальше
Я вообще за свою жизнь побывал по-моему 69 что ли этот стран да. И когда я пошел вот на хайкинг возле Алматы я был просто в шоке это одно из лучших что я вообще в жизни видел. Удивительно причем ты в центре сел на автобус через часа два ты находишься в центре этих гор да просто удивительно. Нигде такого нету вообще и это надо мне кажется этот ценить да. Я думаю что если Алмата снизить этот смог да немножко улучшить это ну движение это будет вообще лучший город вообще на всей это земле да давайте это сделаем лет за 5-10 да
Максимально с высоким темпом делать старты да то есть делаем старт идем дальше старт и делаем старт люди начинают активно сами использовать и звать своих знокомых да то есть вот включается этот сарафан и мы не пытались как бы создать идеальный сервис мы не пытались захватить как можно выше тот долю где мы стартуем мы делаем старт идем дальше дальше сейчас когда мы уже везде почти где хотели сделали старты. Наша цель – это вернуться там где есть понять что хотят люди сделать этот сервис лучше и увелечить свою долю да и здесь я думаю что самое основное что нам поможет в том чтобы увеличивать свою долю да в том что мы нетипичная капиталистическая компания. Мы не жадны да они делают как они стартуют сперва очень много платят водителям дотации делают чтобы держать ниже цены потом потихоньку дотации отменяют суммы увеличиваются они начинают поднимать цены особенно час пик два раза может быть выше четыре раза и начинают еще постепенно увеличивать комиссию а доводят до ну где-то 25 и выше. Самая старая компания называется UBER в США в некоторых Штатах она довела комиссию до 60% то есть водители получают меньше половины, то есть они пытаются выжать лимон весь мы держим 10 где-то 12 здесь я думаю 12 потому что у нас еще здесь есть таксопарки да. Надо им давать там 2,5 что-то такое. И соответственно ситуация становится несправедливой и тогда люди видят что это перебор и тут есть мы. Кто держит ниже цены, кто дает людям это возможность все решения принимать самостоятельно и те кто ведет себя всегда честно и справедливо и здесь вот как бы это то что нас сильнее всего поддерживает. Я думаю что у нас всегда будет остоваться значительная доля или же мы будем компании номер один. До сих пор не ставили такой цели сейчас вот будем постепенно свою долю увеличивать.
Слова Арсена Томский.