В июне 2024 недалеко от станции метро прошло собрание. Его организовали бывшие работники метрополитена, которых возмутило, что руководство предприятия якобы закупило некачественные тормозные колодки. Дирекция метрополитена в ответ заявила, что уволенные сотрудники пытаются подорвать репутацию предприятия, и провела несколько мероприятий, доказывая, что всё в порядке.
Но экс-работники алматинского метро настаивают: всё очень даже не в порядке. Они приняли участие в пресс — конференции, организованной Казахстанским международным бюро по правам человека, и выступили с новыми громкими заявлениями.
Бывший начальник дистанции тоннельных сооружений метрополитена Алматы Калдарбек Алибаев обратился к президенту Касым-Жомарту Токаеву, премьер-министру Олжасу Бектенову и акиму Алматы Ерболату Досаеву. Он пожаловался, что в начале 2024 года нескольких работников предприятия уволили якобы за профнепригодность. А на самом деле — за то, что они начали обращаться в СМИ и рассказывать о поддельных тормозных колодках. Калдарбек Алибаев утверждает, что действующее руководство метрополитена стало преследовать неугодных сотрудников.
«Нас, бывших работников, называют оппозиционерами. И если произойдёт чрезвычайная ситуация, то якобы мы будем виноваты, потому что дестабилизируем работу метро»,сказал Калдарбек Алибаев.
Бекжан Кейкишев, который до увольнения был руководителем отдела снабжения, лично отказался проводить приёмку поддельных колодок весной 2024-го. Он связался с компанией Becorit, чьи колодки должны были закупить по технической документации. В компании подтвердили, что закупку провели с нарушениями.
В метро Алматы ходят поезда от производителя Hyundai Ratham. Эта компания рекомендует использовать тормозные колонки от фирмы Becorit. Но вместо них по каким-то причинам закупили дешёвый китайский аналог.
«Человек, который проводил экспертизу, лично мне сказал: при трении эти колодки выделяют ядовитое вещество, пары этих некачественных колодок нельзя вдыхать, это чревато серьёзными болезнями», сообщил Бекжан Кейкишев.
Юридические представители, которые защищают права уволенных работников, обратились к Жанату Элиманову, председателю Агентства РК по финансовому мониторингу. Они попросили главу АФМ обратить внимание на то, что личные данные сокращённых сотрудников якобы передают третьим лицам.
Бывшие работники метрополитена вновь потребовали провести расследование, чтобы предотвратить возможную катастрофу и привлечь внимание к увольнению «неугодных» сотрудников предприятия.
На пресс-конференции были и представители профсоюза работников метро. Уволенные сотрудники обвинили их в том, что те якобы не выступали в защиту их трудовых прав.
После публикации этого материала мы получили официальный комментарий от метрополитена Алматы, в котором представители предприятия подчеркнули, что угрозы безопасности движения в подземке нет, и метрополитен готов судиться с уволенными сотрудниками.
В метрополитене Алматы отметили, что старые колодки, куски которых продемонстрировали уволенные сотрудники, уже заменили на другие, качественные. Все нарушения, якобы обнаруженные уволенными работниками, на самом предприятии уже выявили и устранили. По этим фактам провели служебные расследования, внутренние и внешние аудиты, по итогам некоторых из них материалы передали в правоохранительные органы.
В метрополитене добавили, что трудовые отношения с участниками пресс-конференции расторгли в рамках законодательства. Калдарбека Алибаева уволили после несчастного случая с тоннельным рабочим, который получил тяжёлые травмы. Бекжан Кейкишев, по версии работодателя, был уволен в связи с неоднократными нарушениями трудовых обязанностей и за нарушение процедур госзакупок. В метрополитене утверждают, что он самовольно увеличил срок поставки товара в заявке на торги с 60 до 90 дней (это лишило предприятие возможности подать иск в суд на поставщика за просрочку).
Orda.kz обратилась за комментарием в Алматинский союз профсоюзов.
Через неделю после первого выступления бывших сотрудников метрополитена в алматинской подземке произошли технические неполадки. А 22 ноября стало известно, что Алматинский метрополитен незаконно собирал деньги с предпринимателей.