После введения в октябре прошлого года электронного билетирования в общественном транспорте Тараза аким области Бердибек Сапарбаев отметил, что о первых результатах новшества можно будет судить только по истечении шести месяцев. Проведенный на совещании под председательством главы региона анализ промежуточных итогов электронного билетирования показал правильность предпринятого шага. Но, вместе с тем выявил и проблемные моменты, требующие оперативного решения.
По словам руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог Бакытжана Жанибекова, выпущено 205 тысяч карт TulparCard. Из них используются 171,2 тысячи, 33,8 тысячи в резерве, подана заявка на изготовление дополнительных 10 тысяч карточек. Таразцы уже успели оценить предоставленные удобства, когда за проезд можно оплатить картой TulparCard, посредством QR-кода и цифрового кода автобуса. Поводится работа по включению в данный перечень таких форм, как оплата через SMS и USSD-код. Также предусмотрены различные услуги пополнения баланса самой карты TulparCard. Для удобства жителей областного центра интегрируются мобильные приложения TulparCard и tarazbus, что позволит в режиме реального времени отслеживать графики движения городских автобусов.
Между тем, как отметил Бердибек Сапарбаев, слабо проводится работа по расширению функций приложений для школьников. Подобная практика уже применяется в некоторых городах страны, когда посредством единой карты ученик проходит в школу через специальный турникет, оплачивает питание в столовой и проезд в общественном транспорте. Удобно это и для родителей, которые могут отслеживать все перемещения ребенка в режиме реального времени.
Как бы то ни было, народ активно осваивает безналичную форму оплаты. К примеру, доля наличных расчетов снизилась с 13,7 до 0,5%, а доля школьных карточек выросла с 3,5 до 12,2%, посредством QR-кода предпочитают расплачиваться 8,2% пассажиров. В итоге по темпам внедрения и эффективности электронного билетирования Тараз сегодня входит в ведущую тройку городов Казахстана. При этом стоит учесть, что в Нур-Султане и Алматы аналогичная система действует уже пятый год.
Более чем в три раза возросли налоговые поступления, и это также является одним из самых весомых плюсов электронного билетирования.
В настоящее время на 32 маршрута выезжают 242 автобуса. Однако транспорта не хватает, а с учетом того, что в четвертой четверти многие школьники начнут обучаться в традиционном формате, дефицит будет ощущаться еще острее. Поэтому на первый план выходит вопрос приобретения новых автобусов и в целом обновления транспортного парка перевозчиков.
Акиматом области прорабатывается вопрос приобретения дополнительно 100 автобусов от казахстанских товаропроизводителей.
Бердибек Сапарбаев считает необходимым ужесточить условия участия в конкурсах по предоставлению маршрутов. Здесь должны быть предписаны такие позиции, как обязательное наличие валидаторов, QR и USSD-кодов. Кроме того, к рентабельным маршрутам необходимо добавлять и несколько убыточных. Другими словами, без услуг общественного транспорта не должны оставаться и удаленные от центра районы, где пассажиропоток не очень большой. Кроме того, победитель тендера должен взять на себя обязательство увеличивать количество автобусов на маршруте в часы пик.
— На главных улицах города должны быть современные остановки, оснащенные информационным табло с указанием графика движения транспорта, — акцентировал глава региона.
По мнению акима области, прежде чем повышать тариф для населения, нужно четко ответить на вопрос: а что будет предложено взамен? В первую очередь это должны быть новые вместительные автобусы, высокий уровень культуры водителей и кондукторов, чистота в салонах.
— Надо обучать сотрудников автопарков умению разговаривать с людьми, быть терпеливыми и вежливыми. Необходимо провести анализ текущего состояния и потенциала транспортных компаний, их возможности работать на рынке пассажирских перевозок. Таразу не нужны 10 автоперевозчиков, некоторые из них финансово несостоятельны и не способны оказывать качественные услуги. Поэтому необходимо продолжать курс на ужесточение условий для участников государственных конкурсов. Победителями тендеров должны быть те компании, которые смогут поддерживать высокий уровень обслуживания. Электронное билетирование доказало свою эффективность. Мы должны не стоять на месте и дальше развивать это направление с целью создания максимальных удобств для наших граждан, — резюмировал Бердибек Сапарбаев.
Пресс-служба акима Жамбылской области