По информации «КТЖ», одно из основных договорённостей — Узбекистан снизит тариф на транзит казахстанского зерна в Афганистан на 40 %. Иначе говоря, теперь везти зерно в Афганистан станет дешевле, чем, например, в Иран. Это сделает экспорт более выгодным для отечественных производителей и повысит конкурентоспособность их продукции. К слову, договорённостей железнодорожные компании достигли в рамках визита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Алматы.
В целом за последние полгода экспорт зерна из РК значительно вырос. Всего отправили 5,8 млн тонн, что на 53 % больше, чем в прошлом году:
- в страны Центральной Азии ушло 3,2 млн тонн (+33 %);
- в Афганистан — 248 тысяч тонн (+36 %);
- в Иран в 17 раз больше (на 660 тысяч тонн);
- в Азербайджан — в 90 раз больше (на 360 тысяч тонн).
Сейчас вагонов для перевозки зерна достаточно, но темпы погрузки временно снизились из-за мартовских праздников. Грузоотправителей призывают активнее использовать направления, где государство субсидирует транспортные расходы — это, в частности, порты России и страны Балтии.
В КТЖ уверяют, что готовы к любым объёмам перевозок: инфраструктура, локомотивы и вагоны есть, главное — своевременные заявки на отправку грузов.
Так или иначе доступ к новым рынкам и снижение тарифов помогает сельхозпроизводителям продавать больше и выгоднее. Для Казахстана это особенно актуально на фоне нестабильных цен на зерно и роста конкуренции на мировых рынках. Сотрудничество с Узбекистаном и другими соседями делает экспорт более предсказуемым и устойчивым.