В области большое внимание уделяется развитию сферы образования. В текущем году на финансирование системы образования было выделено 97,9 млрд. тенге, что по сравнению с прошлым годом больше в 1,1 раза.
Высокими темпами ведется строительство объектов образования.
В текущем году на строительство 20 объектов образования выделено 6,4 млрд. тенге, в том числе строительство 5 школ ведется в рамках реализации программы «Нурлы жол» за счет средств Национального фонда Республики Казахстан.
5 школ, 1 Центр адаптации несовершеннолетних, пристройки к 4 школам и 1 колледжу планируется сдать в эксплуатацию до конца текущего года.
Решаются проблемы аварийных и трехсменных школ.
С начала текущего года за счет нового строительства решена проблема 4 –х из 9 аварийных школ, проблема 3-х аварийных школ будет решена в 2017 году, 2-х школ – поэтапно в 2018-2019 годы.
В новом учебном году в рамках программы «Нұрлы жол» за счет средств Национального фонда будет введена в эксплуатацию взамен трехсменной 1 школа, строительство 3-х школ начнется в текущем году и завершится в 2018 году.
Готова проектно-сметная документация еще 1 школы.
В области ведется целенаправленная работа по увеличению доли охвата детей дошкольным воспитанием и обучением.
В 2016 году план по открытию новых мест в дошкольных организациях был перевыполнен в 2 раза. Открыты 36 детских садов и 1 мини-центр, создано 4250 мест.
Если в прошлом году на основе государственно-частного партнерства было открыто 29 детских садов на 2555 мест (в 2014 г. – 11 (1223 мест), в 2015 г. – 10 (685 мест), то в 2017 году 11 детских садов на 1040 мест.
На сегодня в 78 (76-д/с – 6672 детей, 2 – м/ц — 195) частных дошкольных учреждениях воспитываются 6867 детей, что составляет 14,2% от общего количества детей, воспитывающихся в дошкольных организациях области.
В регионе особое внимание уделяется вопросам повышения социального статуса педагогов, развитию их профессиональной компетентности.
Начиная с 2012 года, 19 педагогов области стали победителями республиканского конкурса «Лучший педагог» и были награждены грантами в размере 1000 месячных расчетных показателей.
В прошлом учебном году 1724 педагогов приняли участие на республиканских, международных олимпиадах и конкурсах, из них 310 (18%) стали победителями.
В целях повышения квалификации педагогов, оказания им методической помощи, было проведено 284 различных мероприятий, в которых приняло участие 21257 (88,4%) педагогов.
В 2017 году 6009 (25%) педагогов прошли курсы повышения квалификации.
Обеспечение учащихся учебниками — одно из основных направлений деятельности органов местной власти. На эти цели было выделено 1 млрд. 976 млн. 826 тыс. тенге.
Развитие интеллектуального и творческого потенциала детей – ключевой приоритет региональной системы образования, что стало основой высоких достижений наших воспитанников. Так, в прошлом учебном году на всемирных, международных олимпиадах и научных соревнованиях учащимися области было завоевано 34 медалей. По результатам республиканских олимпиад учащиеся области шестой год подряд занимают 1 общекомандное место, а по результатам научных совревнований пятый год подряд становятся обладателями звания «Лучшая команда», что, несомненно, является показателем высокого профессионального мастерства педагогов нашей области.
Особо следует отметить эффективность деятельности педагогического коллектива школы-интерната для одаренных мальчиков «Білім — Инновация», воспитанники которой в международной дистанционной олимпиаде по биологии, заняли 6 место среди 15 лучших школ мира.
В июле текущего года воспитанники данной школы Серик Нурасыл на 49-всемирной олимпиаде по химии, состоявшейся в Тайланде, и Назарбеков Алишер на 28-ой всемирной олиммпиаде по биологии, прошедшей в Великобритании, стали бронзовыми призерами.
Развитие функциональной грамотности школьников является одним из ключевых направлений внедрения обновленного содержания образования.
В 2015 году учащиеся Казахстана принимали участие в международном исследовании «TIMSS-2015», итоги которого были определены в январе 2017 года. По итогам исследования учащиеся 8 классов заняли 7 и 9 места среди 39 стран, а учащиеся 4-х классов — 8 и 12 места среди 49 стран.
Учащиеся 4-х классов Жамбылской области по математической грамотности заняли в республике 3-е место, по естественнонаучной грамотности — 4-е место, а среди 8-х классов по математической грамотности заняли 3-е место, по естественнонаучной грамотности — 2-е место.
Проводится системная работа по реализации 4-х шагов в сфере образования и науки в рамках Плана нации «100 конкретных шагов». Согласно поручения, данного в 76-ом шаге, в 2-х школах области проводится апробация учебников и учебно-методических комплексов, учебных планов и программ обновленного содержания образования. 4657 учителей 2,5,7 классов прошли курсы повышения квалификации по вопросам обновления содержания среднего образования.
В целях стимулирования успешных школ, начиная с 2014 года, проводится конкурс «Лучшая организация среднего образования». В этом году победителем этого конкурса стала областная школа-интернат «Дарын» для одаренных детей. Данной школе был вручен грант акима области в размере 800 месячных расчетных показателей.
По результатам регионального рейтинга 3-м школам области, показавшим наивысший результат работы — гимназии №41 г.Тараза, школе-гимназии Сарыкемер Байзакского района и школе-гимназии №1 Кордайского района — вручены сертификаты на сумму 500 000 тенге каждой.
В целях реализации 77 шага, Жамбылский политехнический колледж вошел в сеть 10-ти лучших колледжей Республики.
В прошлом учебном году в данном колледже, в качестве партнера «Холдинга «Кәсіпқор», создан ресурсный центр по сингапурской модели по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
В рамках реализации проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех» в 11 колледжах по 16 специальностям, в 2-х колледжах по 7 специальностям будет осуществлена подготовка рабочих кадров по двум-трем рабочим квалификациям.
По сравнению с прошлым учебным годом выросла доля госзаказа на 1160 мест, составив 3616 мест. В этом году начата работа по реализации Туринского процесса.
На сегодняшний день в 31 (63,3%) колледже области внедрено дуальное обучение по 28 специальностям, по которым обучаются 2530 студентов. Для реализации системы дуального обучения заключены 547 договоров с социальными партнерами.
В целях профессиональной ориентации учащихся на базе Жамбылского политехнического колледжа 439 учащихся 9-10 классов школ г.Тараза прошли курсы по строительному делу, ремонту автомобилей, макияжу, швейному делу и т.д.
В целях реализации 79 шага в в 7-ми школах области ведется трансляция опыта «Назарбаев Интеллектуальных школ».
В 3-х специализированных школах области предметы естественно-математического направления ведутся на английском языке. В новом учебном году в 63 школах уроки физики, химии, биологии, информатики будут проводиться в пилотном режиме на английском языке.
В текущем году 3000 учащихся прошли курсы обучения английского языка в летней языковой школе.
Основным фактором реализации трехязычного образования является обеспеченность соответствующими педагогическими кадрами.
В соответствии с утвержденным графиком МОН РК в 2016 году 45 учителей физики, химии, биологии и информатики прошли курсы английского языка. Подобные курсы, согласно графика, пройдут в 2017 году – 614, в 2018 году — 819, в 2019 году – 815 педагогов области.
Из года в год увеличивается сеть внешкольных организаций, что позволило охватить 94,3% учащихся области дополнительным образованием.
В прошлом учебном году 1102 учащихся стали победителями республиканских, международных творческих конкурсов и спортивных состязаний.
В целях реализации программы модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру» в рамках малой програмы «Тәрбие және білім», реализуемых по 4 базовым направлениям «Өлкетану», «Отаным – тағдырым», «Саналы Азамат», «Кітап – білім бұлағы» подготовлены 28 проектов.
В процессе реализации программы будут собраны сборники книг и видеороликов на темы «Туған өлке тарихы», «Туған өлке — тұнған тарих»; в рамках проекта «Алтын адам» при проведении уроков истории, географии, литературы, музыки будут проводиться занятия в музеях, в историко-культурных объектах, а также туристические экспедиции и экскурсии.
В июне этого года, впервые в истории Республики, был проведен фестиваль музыкальных оркестров и ансамблей, в котором приняли участие около 6000 детей и подростков.
Ключевым направлением работы органов местной власти является поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С целью создания благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни в условиях семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в текущем учебном году были открыты 2 детских дома семейного типа. Кроме того, 9 воспитанников детского дома определены в 2 приемные семьи, открывшиеся в городе Тараз.
Благодаря развитию инновационных систем семейного воспитания детей-сирот, в области наблюдается снижение доли воспитанников детских домов. Так, только за последние 3 года их количество снизилось с 335 до 243, то есть 92 детей воспитываются семейных условиях.
В августе 2017 года была проведена акция «Открытое Управление образование», в которой приняли участие педагогические работники, представители родительской общественности, средств массовой информации, неправительственных организаций. В ходе акции было охвачено 2370 человек.
В ходе акции были освещены основные приоритеты работы региональной системы образования в 2017-2018 учебном году, подведены итоги подготовки организаций образования к новому учебному году.
В целях формирования у руководителй организаций образования целостного представления о методологических аспектах обновленного содержания образования, 16 августа 2017 года состоялась ТЭД- лекция с ведущими учеными в области теории образования д.п.н., академиком, президентом Академии Педагогических Наук РК А.К.Кусаиновым, д.п.н, профессором, первым заместителем Председателя Правления АО «НЦПК «Өрлеу» Ж.А.Караевым, phd доктором, академиком Г.Б.Бейсембаевым.
В рамках ТЭД-лекции обсуждались вопросы обеспечения качества среднего образования, пути системного внедрения педагогических инноваций на современном этапе развития образования, а также психологические аспекты обеспечения качества образования.
TURANINFO.KZ