В настоящее время органами прокуратуры совместно с другими государственными органами принимаются меры к выполнению и воплощению в жизнь задач, поставленных Главой государства в рамках Плана Нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ.
Создана Межведомственная рабочая группа по модернизации уголовного процесса, в состав которой вошли первые руководители Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, правоохранительных и специальных органов.
Межведомственной рабочей группой изучен мировой опыт, с выездом в Великобританию, Грузию, ФРГ и Эстонию, где в рамках визита, прошли встречи казахстанской делегации с руководителями государственных органов.
По результатам изучения зарубежного опыта, рекомендаций экспертов и действующих практиков, выработаны соответствующие меры по совершенствованию уголовного процесса, в частности направленные на повышение уровня защиты граждан в уголовном процессе, упрощение процедур расследования, обеспечение состязательности уголовного процесса, дальнейшее расширение судебного контроля на досудебной стадии, исключение дублирования и четкое распределение полномочий между органами уголовного преследования, прокуратурой и судом.
Все это легло в основу дальнейшей модернизации уголовного процесса в нашей стране, в связи с чем, предложены следующие инициативы, направленные на повышение уровня защиты прав граждан.
Так, содержание под стражей, как самая строгая мера пресечения, будет применяться только в исключительных случаях, что не распространяется лиц, совершивших преступления в составе организованных преступных групп или преступных сообществ.
В целях усовершенствования порядка задержания, то есть ограничения основных прав человека, срок доставления человека к судье для проверки законности его задержания и решения вопроса о применении к нему меры пресечения предлагается сократить до 48 часов, тогда как в настоящее время этот срок составляет 72 часа.
На стадии разработки находятся такие аспекты деятельности органов уголовного преследования, которые запрещают сбор доказательств, выходящих за пределы расследуемого деяния.
То есть, органы уголовного преследования, при отсутствии доказательств причастности лица к расследуемому событию, не смогут в ходе того же уголовного дела, принимать меры к выявлению иных уголовных правонарушений.
В целях повышения состязательности уголовного процесса предлагается расширить процессуальные возможности адвокатов, которые в настоящее время не позволяют им в полной мере представлять интересы их подзащитных.
Рассматриваются вопросы по созданию условий непосредственного обращения в суд с ходатайством о производстве необходимых следственных действий, что позволит адвокату не зависеть от лица, осуществляющего досудебное производство.
Также, на стадии рассмотрения находятся вопросы по упрощению производства по уголовным проступкам, очевидным и незначительным преступлениям включая введение приказного производства (по опыту Эстонии), то есть максимально упрощенной формы уголовного судопроизводства.
Основная цель это искоренение волокиты досудебного расследования по уголовным проступкам и преступлениям небольшой тяжести, по которым в настоящее время все еще проводится полноценное расследование, по сути сопоставимое расследованию сложных и многоэпизодных уголовных дел.
Кроме этого, предлагается дальнейшее расширение сферы судебного контроля, прежде всего в форме санкционирования процессуальных действий правоограничительного характера, включая негласные следственные действия.
Сегодня прокурор и судья могут санкционировать залог и принудительное получение образцов. Исключение дублирования указанных и иных полномочий позволит четко разграничить и персонализировать ответственность.
Необходимо отметить, что принимаемые меры по дальнейшему реформированию уголовного процесса позволят повысить уровень защиты прав граждан и усилить правозащитный механизм, что положительно отразится на всем уголовном процессе.
Заместитель прокурора Жамбылской области советник юстиции Исаев Р.Н.