Это объединение общественных организаций и гражданских активистов, осуществляющих открытый и публичный мониторинг закупок РК. Мы работаем на республиканском и местном уровнях, чтобы продвигать принципы прозрачности и открытости в расходовании бюджетных средств. Мы стремимся к активному сотрудничеству и партнерству с органами государственной власти, СМИ и бизнесом.
Политические реформы, проводимые в Казахстане, такие как прямые выборы акимов сельских округов, формирование бюджетов четвертого уровня и развитие вопросов местного самоуправления повышают активность граждан. За счет налогов населения на местном уровне формируются бюджеты и реализуются программы по благоустройству населенных пунктов. Местные власти, ориентируясь на нужды населения, совместно с местными жителями, должны решать проблемы сел. Для этого государством созданы собрания местного сообщества сроком на четыре года в количестве до двадцати пяти человек, в функцию которых входит:
— обсуждение и рассмотрение программ;
— согласование проекта бюджета и отчета об исполнении бюджета;
— образование комиссии в целях мониторинга исполнения бюджета;
— заслушивание и обсуждение отчета о результатах проведенного мониторинга исполнения бюджета;
— согласование представленных акимом района кандидатур на должность акима села;
— инициирование вопроса об освобождении от должности акима;
— внесение предложений по назначению руководителей государственных учреждений и организаций, финансируемых из местного бюджета и расположенных на территории села.
Таким образом, собрание, выбранное сходом, наделено большими полномочиями по закону. А вот, что происходит на самом деле в наших селах.
Так, население не знает, что в родном селе есть собственный бюджет, не знает, кто решает приоритеты развития села и согласовывает бюджет, а самое главное — кто контролирует качество работ проведенные за деньги налогоплательщиков.
Хорошим примером служит случай в селе Астраханка, когда местные жители узнают о бюджетных средствах через официальный запрос акиму сельского округа. А полученный ответ не совпадает с реализуемой политикой государства. Из официального ответа:
«Данная информация используется для служебного пользования, контроль которого осуществляются соответствующими органами и не подлежит массовому распространению».
Хотя ответ подписан лично акимом, наказание понес исполнитель документа. Почему – это так для общественников и остается большим вопросом.
В ходе общественного мониторинга выявлены нарушения законодательства о государственных закупках, а именно: работы выполнены с нарушением сроков – несвоевременно и не взыскана неустойка.
На что должны быть потрачены деньги налогоплательщиков, знают все, кроме населения. В частности, проблема с питьевой водой в селе Якорь обсуждалась давно, однако, нашла пути решения только после освещения сложившейся ситуации на республиканском уровне. Указанное показывает отсутствие в открытом доступе актуальной информации о работе местной исполнительной власти, что ведет из-за недостаточной открытости и подотчётности к социальному недовольству среди населения.
Мониторинг исполнения бюджета должен осуществляться собранием местного сообщества один раз в полугодие, что дает возможность проводить контроль качества оказываемых услуг и работ, осуществляемых за их счет налогоплательщиков.
Почему данная статья Закона РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» осталась не востребованной и бесполезной?
По мнению многих экспертов, наше население неактивно и безразлично реагирует на всё, что происходит вокруг.
Однако на практике проверено: обучив людей методикам и инструментам общественного контроля, быстро и эффективно можно достичь положительных эффектов. Хороший пример: сход местного сообщества в с. Асаново.
Скажите, отсутствуют источники финансирования для проведения мониторинга, однако в каждом договоре указано:
5 Проверка Работ на соответствие технической спецификации и (или) проектно-сметной документации
5.1 Заказчик или его представители могут проводить контроль и проверку выполненных работ на предмет соответствия требованиям, указанным в технической спецификации и (или) проектно-сметной документации. При этом все расходы по этим проверкам несет Исполнитель.
С целью усиления гражданского участия на законодательном уровне утверждается Законы РК «Об общественном контроле» и «О местном самоуправлении в РК».
Повсеместно проходят прямые выборы акимов сельских округов, которые являются представителями политических партий или являются самовыдвиженцами.
Именно для местных сообществ, политических партий, акима сельских округов коалиция «Kun Jarygy» начинает накапливать практические материалы, формы заявлений, пул экспертов, которые смогут предоставить консультацию или стать партнером.