Одним из этапов реализации Концепции правовой политики является выделение из числа судей районного и приравненного к нему суда специализированного следственного судьи с определением в ст.55 и 56 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее-УПК) его процессуально-правового положения и полномочий.
Законом РК от 31 октября 2015 года за № 378-У-ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствование системы отправления правосудия» в полномочия следственных судей включены рассмотрения вопросов о санкционировании осмотра, санкционировании обыска, санкционировании выемки, санкционирования личного обыска, т.е. часть 1 ст.55 УПК дополнена пунктами 13-16.
Данный закон введен в действие с 1 января 2016 года.
Принятие этого закона полностью согласуется с положениями Конституции, предусматривающей судебную защиту от посягательства на права человека со стороны государственных органов и должностных лиц.
С момента введения уголовно-процессуального кодекса в действие был наработан определенный опыт применения положения закона о полномочиях следственных судей.
В соответствии со ст.253 УПК выемка производится с целью изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, и относится к числу неотложных следственных действий, осуществляемого на основе полученных доказательств в ходе досудебного производства и материалов оперативно-розыскного характера.
Производства выемки затрагивают такие конституционные права граждан, как неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища.
Согласно ст.254 УПК выемка производятся лицом, осуществляющим досудебное расследование, по мотивированному постановлению.
Постановление о производстве выемке документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, должно быть санкционировано следственным судьей.
Санкционирование постановления о производстве выемки осуществляется в порядке, предусмотренном частями 13-1, 13-2, 13-3 и 13-4 ст.220 УПК.
Так, согласно ч.13-1 ст.220 УПК при необходимости принудительной выемки лицо, осуществляющее досудебное расследование, выносит постановление о возбуждении ходатайства перед судом о производстве выемки, которое направляет прокурору. К постановлению прилагаются заверенные копии материалов уголовного дела, подтверждающие необходимость производства выемки.
Согласно ч.13-2 ст.220 УПК прокурор, незамедлительно рассмотрев представленные материалы, направляет их следственному судье либо выносит мотивированное постановление об отказе.
Отказ прокурора не препятствует повторному обращению с аналогичным ходатайством.
Выемка в жилом помещении против воли проживающих в нем лиц производится по правилам ч.13, 13-1,13-2, 13-3 и 13-4 ст. 220 УПК.
В исключительных случаях, когда имеется реальное опасение, что разыскиваемый и (или) подлежащий изъятию объект может быть из-за промедления с его обнаружением утрачен, поврежден или использован в преступных целях либо разыскиваемое лицо может скрыться, выемка может быть произведена без санкции следственного судьи в порядке, предусмотренном ч.14 ст.220 УПК.
Так, согласно ч.14 ст.220 УПК, если жилое помещение является местом происшествия и его осмотр не терпит отлагательства, то осмотр жилого помещения может быть произведен по постановлению лица, осуществляющего досудебное расследование, но с последующим направлением материалов прокурору в суточный срок.
Прокурор, незамедлительно рассмотрев представленные материалы, направляет их следственному судье для проверки законности.
В случае, если прокурор установит, что осмотр произведен с нарушениями закона, материалы следственному судье не направляются и выносится мотивированное постановление о его незаконности.
Постановление о возбуждении ходатайства перед судом о производстве выемки, поддержанное прокурором подлежит рассмотрению следственным судьей.
Ходатайство о санкционировании выемки рассматривается следственным судьей незамедлительно после поступления материалов в суд.
Рассмотрев ходатайство и представленные материалы, следственный судья выносит постановление о санкционировании либо об отказе в санкционировании выемки.
В случае безотлагательного производства выемки, следственный судья по представленным прокурором материалам проверяет законность произведенной выемки, выносит постановление о его законности или незаконности, которое приобщается к материалам уголовного дела.
В случае, если принято решение о незаконности произведенной выемки, его результаты не могут быть допущены в качестве доказательств по делу.
Вопросы санкционирования выемки следственный судья рассматривает единолично без проведения судебного заседания, поскольку речь идет о незамедлительном рассмотрении вопроса после поступления материалов в суд.
Рассматривая ходатайство, следственный судья исследует материалы, подтверждающие законность и обоснованность выемки.
Постановление следственного судьи незамедлительно направляется лицу, осуществляющее досудебное расследование, прокурору, заинтересованным лицам и подлежит немедленному исполнению.
В соответствии с п.10 ст.107 УПК в ходе досудебного расследования подозреваемый, его защитник, законный представитель, потерпевший, его законный представитель, представитель вправе обжаловать, а прокурор опротестовать постановление судьи о санкционировании либо об отказе в санкционировании выемки.
Подача жалобы или принесение протеста не приостанавливает исполнение, указанных в постановлении решений по вопросам, указанным в п.10 ч.1 ст.107 УПК.
Следственный судья суда №2 г.Тараза Е.Б.Жаманкулов