Начал он с того, что стоимость авиабилетов в Казахстане остаётся очень высокой. Почти 37 % в структуре стоимости билета — это авиатопливо, ещё почти 15% — техническое обслуживание, 10 % — аэропортовое, более 6 % — обслуживание пассажиров. Главная беда — топливо. Отечественные НПЗ просто не производят необходимые объёмы авиакеросина.
«По итогам 2024 года объём производства составил 726 тыс. тонн авиатоплива, а дефицит — 237 тыс. тонн, это составляет 25 %. К 2030 году этот дефицит может дорасти до 530 тыс. тонн»,заявил сенатор.
На продаже топлива авиакомпаниям зарабатывают аэропорты и аффилированные с ними структуры. В итоге цена керосина выросла на 10–20 %, его розничная стоимость — 1100 долларов за тонну.
«Прибыль от реализации авиатоплива составляет основную часть дохода у отдельных аэропортов. Есть аэропорты, которые не заинтересованы в доступе рыночных игроков к данной инфраструктуре — и это является причиной высокой стоимости топлива для авиакомпаний. Как следствие — высокая цена на билеты», — объяснил Алдашев.
Закупки авиатоплива за рубежом сократились на 58 %, а сам рынок — непрозрачен.
Ещё одна проблема в том, что с наземным обслуживанием и аэродромной инфраструктурой во многих регионах всё плачевно. Аэродромы и оборудование зачастую находятся в аварийном состоянии и нуждаются в серьёзной реконструкции.
«В Алматы есть авиационная академия, но у неё нет сертификата европейского образца. Авиакомпании, работающие по международным стандартам, не могут принимать её выпускников на работу»,указал сенатор.
Все эти вопросы, по мнению депутата, «не решаются уже долго и могут привести к системным недочётам в авиационной сфере».