Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года определила основные направления совершенствования уголовно-процессуального законодательства Казахстана, которые имеют целью дальнейшую последовательную реализацию основополагающих принципов уголовного судопроизводства, направленных на защиту прав и свобод человека.
Принятие в июле 2014 года нового Уголовно-процессуального кодекса (вступил в силу с 1 января 2015 года) явилось важным шагом на пути качественного пересмотра устаревших догм и положений советского уголовно-процессуального законодательства. Новый кодекс впервые ввел в казахстанский уголовный процесс процессуальную фигуру следственного судьи, институт процессуального соглашения, регламентировал проведение негласных следственных действий, усовершенствовал систему регистрации сообщений об уголовных правонарушениях, расширил процессуальные права адвокатов и др.
Вместе с тем, анализ почти трехлетней практики применения обновленного уголовно-процессуального законодательства выявил ряд проблем, которые свидетельствует также о недостаточно системном подходе к решению ряда теоретических и прикладных проблем уголовного процесса.
Возникающие проблемы в правоприменении вновь актуализировали необходимость поиска и выработки дальнейших эффективных мер по модернизации следственно-судебной и, в целом правоохранительной деятельности. При этом данные меры должны обеспечить последовательную реализацию курса по внедрению в казахстанский уголовный процесс лучших мировых практик в сфере уголовной юстиции, которые позволят улучшить позиции Казахстана в международном рейтинге верховенства закона.
Главой государства 10 октября текущего года в порядке законодательной инициативы в Мажилис Парламента внесен Законопроект по модернизации основ правоохранительной деятельности.
Его внесению предшествовала конструктивная работа по изучению международных правозащитных стандартов, тенденций проводимых реформ, законодательства и собственной практики.
В новых условиях, работа «по-старинке» не приемлема, мы должны быть готовыми трансформировать свою деятельность в соответствии с требованиями новой системы уголовного процесса.
Ключевой целью модернизации является укрепление защиты конституционных прав граждан в уголовном процессе. В рамках модернизации усиливается роль суда на досудебной стадии.
От прокурора суду передаются санкции по негласным следственным действиям; залогу; принудительному освидетельствованию и отбору образцов. Во всех случаях, следствие будет обращаться напрямую к следственному судье с уведомлением прокурора. Согласия прокурора потребуют только аресты.
По негласным следственным действиям следственный судья вправе после выдачи санкции, поручить процессуальному прокурору проверить законность постановления о проведении НСД.
Если прокурор установит, что негласные действия были инициированы необоснованно, то по его ходатайству они будут прекращены судом.
Главой государства поддержана инициатива Председателя Агентства об обязательном уведомлении лиц, в отношении которых проводились негласные следственные действия.
Лица подлежат уведомлению в течение 6-ти месяцев после принятия решения по делу, судом этот срок может быть продлен до 1-го года. Таким образом, теперь уведомленные граждане получают право обжаловать в суд действия органа расследования, о которых сейчас они и не знают. И исходя из обстоятельств каждого случая должностное лицо может быть привлечено к ответственности, вплоть до уголовной. Здесь важно понимание, что речь идет о гарантированных Конституцией правах граждан, и к проведению негласных мероприятий, затрагивающих эти права необходимо подходить взвешенно.
Для сотрудников, которые проводят их законно, данная норма не будет препятствием в осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Повышается состязательность процесса, адвокатам предоставляется право обращаться с ходатайством в суд о проведении любых следственных действий (кроме НСД), если следователь откажет в их проведении, представлять письменно либо на технических носителях результаты самостоятельного опроса свидетелей. Это позволит адвокатам независимо от следователя самостоятельно собирать доказательства.
Вводится обязательный обмен доказательств между сторонами до ознакомления с материалами дела. Однако, за адвокатом остается право укрыть от обмена доказательство, имеющее особое значение и представить его в суде, а также после обмена продолжать сбор и представление в суд дополнительных доказательств. Такие широкие полномочия у стороны защиты, должны послужить как сигнал к повышению качества следствия и принятию по делам процессуальных решений, основанных четко на букве закона. Длительное расследование дел, загруженность процесса всегда вызывали критику в деятельности правоохранительных органов со стороны общества. Что касается сбора доказательств, законопроектом предлагается исключить сбор доказательств, выходящих за пределы события, и осуществлять его только в рамках зарегистрированных в ЕРДР заявлений, сообщений. Это усилит ответственность органов следствия и дознания за каждое начатое расследование. Стоит отметить, что одним из главных направлений реформирования уголовного процесса является сокращение срока задержания с 72 до 48 часов. В этой связи, по поручению Главы государства по оптимизации и экономии уголовного процесса проводится ее поэтапная цифровизация. Сейчас электронный формат пилотируется на базе органов внутренних дел, по мере технической готовности к этой работе должна подключиться и Антикоррупционная служба.
Несмотря на значительное совершенствование способов и методов сбора доказательств указанный срок задержания в нашем законодательстве не пересматривался с 1959 года. Предлагаемое новшество, без сомнения, можно рассматривать как прогрессивный шаг, в повышении гарантий соблюдений основополагающего конституционного права человека –права на свободу.
Рахимов Арман Тастемирович,
Заместитель руководителя Департамента Национального бюро по противодействию коррупции по Жамбылской области.