В текущем году филиал РОО «Первым антикоррупционным медиа центр» СКО в рамках реализации адвокационных инициатив совместно с членами коалиции Kun Jarygy в Северо-Казахстанской области общественники провели выезд и анализ проектов, направленных на обеспечение питьевой водой сельское население.
Общественники фиксируют факты недобросовестных государственных закупок, жалобы от населения на некачественные работы по обеспечению водой и дорог.
Тайыншинский район Северо-Казахстанской области в 2020 году заключен договор по государственным закупкам с ТОО «Данекер» № 200 от 10.04.2020 году. 25 февраля по рассмотренному гражданскому делу о признании ТОО «Данекер» недобросовестным и обязать исполнить договорные обязательства. Стороны заключили мировое соглашение, согласно которому ответчик обязуется в срок до 01 мая 2022 года завершить пусконаладочные работы на объекте «Строительство локального источника водоснабжения в с. Красная поляна Тайыншинского района СКО».
В районе им. Г. Мусрепова Северо-Казахстанской области 26 августа 2021 года между ТОО Данекер и ЖКХ района им. Г. Мусрепова был заключен договор о государственных закупках работ в сфере строительства №82. По условиям договора ответчик обязался оказать работу по строительству системы водоснабжения в ауле Токсан би в районе Г. Мусрепова, а истец принять и выполненную работу оплатить ее стоимость в размере 380 033 779,10 тенге. ЖКХ района обратился в суд с иском о признании ответчика недобросовестным участником государственных закупок, мотивируя тем, что ответчиком нарушены условия договора, работы не выполнены в срок указанный в договоре. 27 декабря 2022 года, Суд вынес решение об удовлетворении иска и признании ТОО «Данекер» недобросовестным участником государственных закупок.
Жамбылский район Северо-Казахстанской области в 2021 году выделены 225 182 000 тенге на строительство отвода от Пресновского группового водопровода до села Узынколь и Аймжан жамбылского района. Подрядчик ТОО «Данекер» зарегистрирована в Карагандинская область г.Жезказган. Договор на сумму 186 806 364 тенге. Срок до 30 декабря 2021 года. ЖКХ Жамбылского района 25 июля 2022 года обратился в суд о понуждении выполнения договорных обязательств и о признании ТОО недобросовестным участником государственных закупок. 6 декабря 2022 году вынесено решение, в котором иск отдела был удовлетворен частично:
— о признании недобросовестным участником государственных закупок отказать;
— понудить ТОО «Данекер» выполнить в полном объеме не выполненный объем работ, согласно договорным обязательствам. Представители ТОО «Данекер» приезжали на осмотр объекта 22.02.2023 года и обязались приступить к работам согласно решению суда с 27.02.2023 года. На июль 2023 год работы не выдуться. Строительство объектов не завершено не сдано в эксплуатацию.
Селах Амангельдинское, Поляковка, Талапкер «Реконструкция Пресновского группового водопровода в Северо- Казахстанской области (1 очередь) Корректировка (без документации) Заказчик: государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Казводхоз» Комитета по водным ресурсам Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан
Подрядчик: ТОО «САПА КУРЫЛЫС 2007». Способ госзакупки: итоги государственных закупок способом из одного источника по несостоявшимся закупкам. Сумма договора 53 350 542 тенге, гарантия 5 лет
Срок действия до 31.12.2022 год.
Срок выполнения работ согласно утвержденного графика производства работ со сроком завершения работ по 31 август 2022 г.
Из официального ответа: сдача объекта планируется в 2025 году. Вновь подключаемые 5 СНП: Амангельды, Поляковка, Талапкер, Андреевка, Искра.
Между Республиканским государственным предприятием на праве хозяйственного ведения «Казводхоз» Комитета по водным ресурсам Министерства экологии и природных ресурсов Республики Казахстанпо объектам и Товарищество с ограниченной ответственностью «САПА ҚҰРЫЛЫС 2007» по работам Реконструкция Пресновского группового водопровода в Северо-Казахстанской области. Дата: 2021-07-21. Так с. Искра, сумма 55 809 367 тенге, с. Становое, сумма: 54 663 135 тенге, с. Владимировка сумма: 8 439 113 тенге, г. Мамлютка, с. Амангельдинское с. Есильское 93 121 158 тенге.
Из ответа КГУ «Управление государственного архитектурно-строительного контроля и лицензирования акимата Северо-Казахстанской области» сообщает следующее, что уведомления о начале производства строительно-монтажных работ по объектам, отраженным в указанных договорах, со стороны заказчика РГП на ПХВ «Казводхоз» Комитета по водным ресурсам Министерства экологии и природных ресурсов Республики Казахстан в Управлении отсутствуют.
При завершении работ законченным циклом на первом этапе с 2021года в тестовом режиме подается питьевая вода в 4 СНП (Покровка, Талапкер, Амангельды, Поляковка) общей численностью населения 3,1 тыс. человек. До ввода объекта в эксплуатацию не имеют права взимать плату, поэтому вода подается в тестовом режиме и все затраты ложатся на местную эксплуатирующую организацию «Есиль су» РГП «Нуринский групповой водопровод».
И это не все факты. Что делать и как свести коррупционные риски к минимуму.
Армии сотрудников контрольно-надзорных органов и общественников явно не хватает для установления контроля над недобросовестными подрядчиками, а если заказчик бездействует это практически невозможно.
Государство вводит понятие общественный мониторинг за счет членов общественных советов, но местные исполнительные органы не заинтересованы в независимых членах общественных советов, превратив всю работу общественных советов в формальность.
Разрабатывает закон об общественном контроле, но, если нет независимых институтов, кто им будет заниматься?
Мы убеждены, что сельчане должны иметь прямое право на проведение независимого контроля за работами социально-значимых объектов, которые должны обеспечить их водой и дорогой.
Изучив типовые договора с портала государственных закупок пункт 5 Проверка Работ на соответствие технической спецификации и (или) проектно-сметной документации подпунктом 5.1 Заказчик или его представители могут проводить контроль и проверку выполненных работ на предмет соответствия требованиям, указанным в технической спецификации.
Совместно с акимом сельского округа отобрано три человека для общественного мониторинга, с которыми проведены практические
мероприятия, получено официальное письмо от заказчика, что выбранные люди являются представителями заказчика. Именно они могут стать движущей силой контроля качества работ.
Поэтому мы инициируем разработать практический механизм реализации данного пункта, внести аналогичный пункт в ЗРК «О государственных закупках» — определить пункт, в который необходимо внести изменение и сформировать предложение.