Ранее в правительстве отметили сбор зерна на треть больше прошлогоднего, но, по мнению трейдера, в Казахстане реальный объём урожая значительно ниже того, который заявили официально. Это может обернуться серьёзными проблемами в ближайшие месяцы.
«Урожая у нас не много. 26 млн тонн в стране нет. От официально заявленного объёма смело отнимайте 25 % — такой и собрали в этом году»,утверждает Жалгапбаев.
По его словам, проблема приписок никуда не делась. Несмотря на хороший урожай у некоторых производителей, у большинства показатели гораздо скромнее.
«Даже один из крупнейших производителей зерна из Акмолинской области говорил, что у него урожайность 20–30 центнеров. Если у него 45–47 тысяч гектаров с хлебом, потом к концу уборки он показал, что собрал 43 тысячи тонн зерна. Но этого не может быть. Если посчитать, должно получиться 130 тысяч тонн. А куда делось 80 тысяч тонн?»спрашивает трейдер.
В Северном Казахстане крупные хозяйства, не прибегавшие к припискам, сообщают о сборе урожая в 14 центнеров с гектара, как и в предыдущие годы. При этом официальные данные от чиновников свидетельствуют, что элеваторы остаются полупустыми.
Зерно как инвестиция
По мнению Жалгапбаева, фермерам сейчас не стоит спешить с продажей своего зерна. Запасы в стране закончатся уже через пять-шесть месяцев, когда вывоз составит пять-шесть миллионов тонн. Тогда цена пойдёт вверх.
«Может быть так, что цена вырастет в два раза. Крестьянам сейчас не стоит продавать по такой низкой цене, как 40–50 тысяч тенге. И Россия к весне начнёт либо квотировать, либо серьёзно ограничит экспорт»,считает эксперт.
Эксперт также затронул вопрос железнодорожных тарифов и необходимости улучшить условия экспорта. Казахстану с Россией нужно договориться о пропорциональных расценках.
«В 2000-х годах из Казахстана продавали через российские порты на Европу в объёме четырёх миллионов тонн зерна. Тогда Узбекистан, Таджикистан брали у нас неклассное зерно, а мы брали дешёвое по самой дорогой цене, потому что основные три-четыре миллиона тонн уходили на Европу. Вспомните 2022 год, когда ввели квоты — сразу пшеница подорожала. Сейчас тоже надо сделать квоту 500 тысяч тонн на экспорт, а на Чёрное и Балтийское моря отправлять без квоты. Европейцы не будут нам «ломать» цены, она будет адекватная»,комментирует Жалгапбаев.