Бизнес не занимается социальными проблемами, а государство не всегда успевает их решать, поэтому оно придумало «государственный социальный заказ», с помощью которого, по задумке правительства, должны решаться острые общественные вопросы как борьба с суицидами или религиозный экстремизм. Корреспондент Orda.kz разобрался в том, как работает «госсоцзаказ» и какие в нём есть проблемы.
В 2021 году государство выплатило неправительственным организациям 12,6 млрд тенге, а за последние 5 лет – 53 млрд, чтобы они решали социальные вопросы.
Чтобы участвовать в государственном социальном заказе (далее – ГСЗ) организации нужно выиграть тендер, предназначенный только для неправительственных организаций (далее – НПО).
Согласно закону, проекты в рамках ГСЗ включают в себя 17 тематических направлений. Причём на три из них в прошлом году было выделено почти 8 миллиардов тенге:
- «образование, наука, информация, физическая культура и спорт» – 5,8 млрд;
- «иные социально значимые направления» – 1,1 млрд тенге;
- «поддержка социально уязвимых слоев населения» – 1,01 млрд тенге.
По словам исследователя фонда Zertteu Research Insittute Алтынай Нуркеевой, в 2021 году более половины всех денег, выделенных на ГСЗ, пришлось на «финансирования спорта и проведение спортивных мероприятий», тогда как, например, на «экологию и охрану окружающей среды» был выделен всего 1%.
Кто получает больше всех
Профессиональный хоккей и футбол в Костанайской и Карагандинской областях получили в прошлом году 4,2 млрд тенге в рамках ГСЗ. Как отмечает Алтынай Нуркеева, “это почти половина выделенных в Казахстане на ГСЗ денег”.
Прошлогодние проекты
- Развитие хоккея в Карагандинской области – 1,2 млрд тенге
- Подготовка футбольной команды Костанайской области – 1,2 млрд тенге
- Развитие футбола в Карагандинской области – 800 млн тенге
- Подготовка основного состава футбольной команды Костанайской области и обеспечение их участия в квалификационном раунде Лиги Конференций УЕФА, а также в Кубке Республики Казахстан в 2021 году – 600 млн тенге
- Организация деятельности футбольного центра Костанайской области и обеспечение его участия в турнирах и первенствах РК по футболу в 2021 году – 447 млн тенге
Организации-пылесосы
Как говорит Алтынай Нуркеева, «госсоцзаказ» привлекает так называемые организации-пылесосы, деятельность которых сводится к тому, чтобы получить как можно больше проектов.
Так, к примеру, общественный фонд «Фракция молодежи Казахстана» в прошлом году занимался 114 проектами в 14 регионах. Между собой тематика проектов фонда сильно отличается: выпуск книги воспоминаний о ветеране войны Ш.Байбосынове, предотвращение суицида среди молодежи, организация легкоатлетического марафона, пропаганда семейных ценностей и развитие массового спорта в Кызылординской области.
“Большое количество, разноплановая тематика и различная локация проектов влияют на качество их исполнения. Учитывая то, что государственные учреждения не публикуют отчётность проектов в открытом доступе, мы не знаем, как на деле они были исполнены”, – комментирует Нуркеева.
Инструкцию на реконструкцию
В прошлом году акимат города Балхаш опубликовал объявление в рамках госсоцзаказа, в котором просил организовать экскурсию на 90 человек (школьники, студенты). При этом заказчик не указал в специальном документе то, как должны отбираться участники мероприятия. Этот особенный документ называется – техническая спецификация. Как отмечает эксперт, «подобные обобщенные формулировки могут трактоваться как угодно», и это влияет на качество исполнения ГСЗ.
Важная составляющая любого проекта ГСЗ – это техническая спецификация. Читая данный документ, организация получает детальную инструкцию того, как нужно исполнить проект. По разным причинам в объявлениях проекта ГСЗ часто встречаются некачественно составленные «техспецификации». Объяснение этому может быть разное: если одни не знают, как правильно написать инструкцию, то вторые могут делать это специально для ограничения конкуренции.
Так, изучив все прошлогодние «технические спецификации» проектов ГСЗ, эксперт разделила их на четыре категории:
- расплывчатые требования, ограничивающие конкуренцию;
- чрезмерно завышенные требования, ограничивающие конкуренцию;
- «специфические условия», не подразумевающие наличие конкуренции;
- несвойственная для общественных организаций деятельность.
Что делать
Чтобы была возможность отказаться от неэффективных проектов на стадии планирования, эксперт предлагает правительству заранее оценивать их качество. Для этого «в планах госзакупок» государственное учреждение-заказчик должно указывать тематическое направление проекта.
Другая рекомендация – ужесточение требований к составлению «технических спецификаций» проектов. Также она предлагает внедрить открытую форму отчётности проектов на портале государственных закупок.
«Это не потребует дополнительных расходов и больших технических решений, но в то же время позволит упорядочить отчётность проектов ГСЗ», – поясняет Нуркеева.